Учебный план на 2020-21 уч.год

Рассмотрен и рекомендован
к утверждению на заседании

УТВЕРЖДЕН:
Б.Л.Банзарханова
приказом директора школы

Пояснительная записка к учебному плану
на 2020 – 2021 учебный год
МАОУ «СОШ №44 » г. Улан-Удэ 44
1. Учебный план НОО (1-4 классы)
-Пояснительная записка к учебному плану (1-4 классы) МАОУ «СОШ № 44» на 20202021 учебный год
2. Учебный план ООО (5-9 классы)
- Пояснительная записка к учебному плану для 5-9 классов МАОУ «СОШ № 44» на
2020-2021 учебный год
3. Учебный план среднего общего образования для 10 классов
4. Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов, обучающихся по ФК
ГОС - 2004;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
МАОУ «СОШ №44 г. Улан-Удэ»
(начальная школа)
2020-2021 учебный год.
1. Нормативные основания для составления учебного плана
Учебный план МАОУ «СОШ № 44 г. Улан-Удэ» является одним из её основных нормативных
документов, определяет количество часов на изучение учебных дисциплин, устанавливает нагрузку
обучающихся.
При составлении учебного плана школы в качестве основных нормативных документов
использованы:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.201 Зг. №1015
«Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного плана для
начального, общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03 2004 №1312; в
редакции Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 373 (ред. от
утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования”;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) ”Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.04 №1089; с
изменениями на 23 июня 2015 г.);
Примерная основная образовательная программа начального и основного общего
образования;
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 ”Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 №85, от
25.12.2013№72, от 24.11.2015№81);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08761 ”06 изучении предметных областей: ”Основы религиозных культур и светской этики“ и
”Основы духовно-нравственной культуры народов России“
Устав МАОУ «СОШ № 44 г. Улан-Удэ»;

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 44 г.
Улан-Удэ»;
Учебный план МАОУ «СОШ № 44 г. Улан-Удэ» заключается в том, что он:
1) Предлагает вариант соединения федеральной и региональной политики в области
образования и специфики социального заказа конкретного контингента обучающихся и их
родителей как потребителей образовательных услуг;
2) Определяет как базовый уровень освоения образовательных программам в соответствии с
обязательным минимумом содержания образования, так и повышенный (углубленный) уровень
— компонент образовательного учреждения;
3) Предоставляет педагогом школы право выбора конкретных учебных программ й методик при
условии соблюдения принципа преемственности по уровням, обеспечивая право ребёнка и его
родителей на получение доступного и качественного образования;

4) Соблюдает выполнение ФГОС на уровне начального общего образования;

2. Программно-целевые основания составления учебного плана
Основные подходы к формированию учебного плана школы связаны с пониманием его как;
основного документа содержания общего образования. Учебный план должен способствовать
сохранению и развитию уже сложившейся вариативной системы школьного образования,
обеспечению осознанной готовности выбора каждым обучающимся собственной
образовательной траектории.
Вышеизложенные тезисы находятся в соответствии с целью деятельности школы
сформулированные в образовательных программах, Ключевым ориентиром школы является
воспитание из каждого обучающегося активного субъекта собственной жизни, т.е. человека,
способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные
средства и способы их решения и нести ответственность.
В целом, учебный план создаёт возможности для реализации основных тенденций
модернизации общего образования:

•
•

Дифференциация образования на всех уровнях обучения,

Личностная ориентация содержания образования, обеспечение вариативности и
свободы выбора в образовании для всех субъектов образовательного процесса.
• Усиление социально-гуманитарной направленности содержания образования,
увеличение роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию
обучающихся.
Деятельностный характер образования, направленность содержания образования и
форма его организации на формирование обще учебных умений и навыков.

Дифференциация образования обеспечивает специализацию образовательной деятельности
с учётом
разнообразия индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Недельная образовательная нагрузка (количество учебных занятий) учебного плана
соответствует требованиям СанПиН 24.2.2821-10 предельно допустимой учебной нагрузки:
Класс
Учебная

1

2

3
5-дневная неделя

4

неделя
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка

21

23

23

23

Учебный план МАОУ «СОШ № 44» (начальная школа) предусматривает:

•

4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования
для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2- 4
классы - 34 учебных недель;

Комплектация классов МАОУ «СОШ .N265 г. Улан-Удэ имени Г,С. Асеева»
Класскомплект

1

2

3

4

Количество классов

4

5

5

5

Количество обучающихся

148

146

152

132

З. Характеристика структуры учебного плана
Начальное общее образование
Учебная деятельность классов на уровне начального общего образования в 2020-2021
учебном году строится в режиме пятидневной рабочей недели с нагрузкой для детей 1 классов 21
час с продолжительностью уроков в первом полугодии по 35 минут, во втором полугодии — 40
минут; во 2-4 классах — 23 часа с продолжительностью уроков по 40 минут.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, возможность преподавание родного языка из числа языка народов Российской
Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
п едметных областей
иведены в таблице:
П
едметные
области
Основные задачи реализации соде жания
№
Русский язык и
Формирование первоначальных представлений
1
литературное чтение
о русском языке как государственном языке
Российской Федерации, как средстве общения
людей разных национальностей в России за
рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи, ком
кативных ений, н авственных и

эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.

2

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке

З

Иностранный язык

4

Математика и информатика

5

Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)

6

Основы религиозных
культур и светской этики.

7

Искусство

Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Россйи, о языке как
основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на инос анном языке.
Формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков
общения в устной и письменной форме с
носителями
иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей
к тво ческой деятельности на иност анном языке.
Развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений
о компьютерной грамотности
Формирование уважительного ОТНОШЕНИЯ к
семье, населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни.Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условияхповседневной
жизни и в различных опасных ичрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической
культурыи компетенции для обеспечения
эффективногои безопасного взаимодействия в соц
Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений
о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и сов еменности России
Развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-цснностному
восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к о щем ми

Формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического
решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, формирование
первоначального опыта актическойп об
азовательной деятельности.
Физическаякультура
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
9
физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здо
ового и безопасного образа жизни.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 часов. Учебный план МАОУ
«СОШ №44 г. Улан-Удэ» реализует образовательные программы «Школы России».

8

Технология

УМК «Школы России»
Классы, реализующие данные о амм

1а, 1б, 1в, 1г, 2а, 2б, 2в, 2г, 2д, 3а, 3б,
3в, 3г, 3д, 4а, 4б, 4в, 4г, 4д
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат,
формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав
комплекта входят учебники по таким дисциплинам, как: обучение грамоте, русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка,
информатика, технология, иностранные языки.
Все учебники имеют законченные, а также развернутое учебно-методическое
сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ,
поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.
Обязательная часть учебного плана реализуется через систему обязательных занятий.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 2020-2021 учебном году
представлен модулем: «Основы светской этики», в соответствии с запросом родителей. Программа
модуля носит принципиально светский, культурологический характер и предполагает обращение к
текстам русских и зарубежных авторов, что позволяет реализовать межпредметные связи с
литературным чтением.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен 1 час с 1 -4 класс
для овладение учебными действиями по предмету «Русский язык» и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебный план
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №44г. Улан-Удэ», реализующий ООП НОО, в соответствии с
Федеральным государственным стандартом.
(1 - IV классы)
5 дневная неделя

Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС ООО с учётом «ступенчатого» режима обучения
(пятидневная рабочая неделя)

Предметные области

Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство

Учебные предметы

Сентябрь-октябрь
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык

Количество учебных
часов по классам в неделе
1 класс

3
3
-

Литературное чтение на
родном языке
-

-

Математика
Окружающий мир

2
0.5

Музыка
Изо
Технология
Физическая культура

-

1
0,25
Технология
0,25
Физическая культура
2
Итого
12
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык и
Русский язык
1
литературное чтение
Литературное чтение
1
Математика и информатика
Математика
1
Итого
3
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
15
при пятидневной учебной неделе
Ноябрь-декабрь
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
3
литературное чтение
Литературное чтение
3
Родной язык и
Родной язык
литературное чтение на
Литературное чтение на
родном языке
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Математика
3
Обществознание и
Окружающий мир
2
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Музыка
1
Изо
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
2
Итого
16
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и
Русский язык
2
литературное чтение
Литературное чтение
1
Математика и информатика
Математика
1

Итого
4
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
20
при пятидневной учебной неделе
Январь-май
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
2
литературное чтение
Литературное чтение
2
Родной язык и
Русский язык
1
литературное чтение на
Литературное чтение
1
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Математика
3
Обществознание и
Окружающий мир
2
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Музыка
1
Изо
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
3
Итого
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и
Русский язык
2
литературное чтение
Литературное чтение
1
Математика и информатика
Математика
1
Итого
4
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
21
при пятидневной учебной неделе
Учебные предметы

Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Основы религиозной
культуры и светской
этики
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая культура

Количество учебных часов по
классам в неделе
модули
2 класс
3 класс
4 класс
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
Литературное чтение
4
4
3
Родной язык
Литературное чтение
на родном языке
Модуль «Основы
светской этики»

-

-

-

-

-

1

Английский язык
Математика

2
4

2
4

2
4

Окружающий мир

2

2

2

Музыка
Изо
Технология
Физическая культура

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

Итого
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Бурятский язык (как государственный)
1
1
Итого
1
1
23
23
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при пятидневной
учебной неделе

22
1
1
23

Учебная нагрузка не превышает максимальный объём обязательной учебной нагрузки для
ученика начальной школы. Учебный план сохраняет в необходимом объёме содержание
образования, являющееся обязательным на начальной ступени обучения. Теоретическая и
практическая части программ реализуются в полном объеме.
Организация внеурочной деятельности 1-4-x классах в 2020-2021 учебном году, План
внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-х классов разработан на основе нормативноправовых документов: Федерального закона от 29.12.2012г. ФЗ № 273
«Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования, утверждённых приказом
Министерства образования и науки РФ ”Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарт основного общего
образования“ от 17.12.2010 N 1897, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования СанПиНами 244.2821-10», утверждённых постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
Устава школы.
План внеурочной деятельности является одним из основных организационных
моментов реализации основной образовательной программы основного общего
образования (далее ООП ООО) и обеспечивает учет индивидуальных способностей и
потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности направлен на решение следующих задач;
создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов
учащихся, укрепления их здоровья;
личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение учащихся;
обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации, учащихся к жизни в
обществе;
формирование общей культуры учащихся;
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся;
организация содержательного досуга.
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов
учащихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности,
образовательные потребности и интересы учащихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

• Спортивно-оздоровительное
• Общекультурное
• Общеинтеллектуальное
• Духовно-нравственное
Социальное
Рабочие программы внеурочной деятельност разработаны в соответствии с
Положением о внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №44 г. Улан-Удэ», утверждены
директором школы.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в школе
имеются следующие условия: учебные занятия в школе проводятся в три смены,
имеется столовая, спортивный зал, борцовский зал, универсальная спортивная
площадка, медицинский кабинет, библиотека, кабинет психолога, компьютерный
класс, кабинеты оснащены интерактивными досками. Спортивный зал оснащен
необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
План внеурочной деятельности не включает занятия в рамках
дополнительного образования (в отделении дополнительного образования
образовательной организации, образовательных организациях дополнительного
образования), но может реализовываться через занятия в кружках, учреждениях
дополнительного образования, через семейное воспитание. При установлении
направлений и объёма часов внеурочной деятельности обучающегося допустимо
учитывать посещение занятий дополнительного образования и возможно
уменьшение часов внеурочной деятельности.
Для внеурочной деятельности и отделения дополнительного образования составляются
отдельные расписания.

План внеурочной деятельности в 1-4-х классах
№

Класс

Наименование программ

1

1а

«Друзья Знайки»

2

1б

«Юным умникам и умницам»

3

1в

«Начальное моделирование»

4

1г

«Хочу все знать»

5

2а

«Читалочка», ДПИ «Город мастеров»

6

2б

«Ментальная Арифметика», ДПИ «Свободный художник»

7

2в

«Мир сказок», ДПИ «Свободный художник»

8

2г

«Ментальная арифметика», ДПИ «Свободный художник»

9

2д

«Информашка», ДПИ «Свободный художник»

10

3а

!Я исследователь», ДПИ «Город мастеров»

11

3б

«It –мультипликация»

12

3в

«Мир знаний»

13

3г

«Читайка»

14

3д

«Занимательная грамматика»

15

4а

«В мире слов»

16

4б

«Эрудит»

17

4в

«Читайка», ДПИ «Свободный художник»

18

4г

«Шахматы»

19

4д

«Занимательная грамматика»

«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на
внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные
образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные
программы.

Пояснительная записка
к учебному плану Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №44» города Улан-Удэ
1.Общие положения МАОУ СОШ №44 осуществляет образовательную деятельность на основании
лицензии № 3140 от 19 сентября 2018 года, имеет аккредитацию №1585 от 12 мая 2015 года до 12
мая 2027 года. Школа в образовательной деятельности руководствуется Уставом, принятым в 2018
году, Положениями и локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность
учреждения.
Цель образования в МАОУ СОШ № 44 - создание образовательной системы в условиях ФГОС,
обеспечивающую условия для устойчивого творческого развития образованной, культурной,
физически и нравственно здоровой, способной к дальнейшему развитию, самосовершенствованию,
самореализации, конкурентно способной в современном мире личности, умеющей применять и
развивать свои внутренние потенциалы в реальном мире.
При составлении учебного плана были учтены:




Особенности контингента обучающихся
Кадровый состав образовательного учреждения
Учебно-методическое обеспечение.
Учебный план МАОУ СОШ №44 на учебный год включает:
1. Учебный план начального общего образования, обучающихся по ФГОС НОО;
2. Учебный план основного общего образования для 5-9 кл классов, обучающихся по ФГОС;
3. Учебный план среднего общего образования для 10 классов
4. Учебный план среднего общего образования для 11 классов, обучающихся по ФК ГОС - 2004;
Организация образовательного процесса в школе регламентируется календарным учебным
графиком.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, Уставом
МАОУ СОШ №44.

Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ №44
5-9 классы
Учебный план основного общего образования позволяет реализовать главную цель
образовательного процесса: создание условий для обучения в образовательном пространстве школы.
Учебный план МАОУ СОШ №44 разработан в виде: а) учебного плана для 5-7 классов,
обучающихся по ФГОС ООО;
Особенности учебного плана для 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО
Учебный план основного общего образования для 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО,
сформирован на основе ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с учётом основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ СОШ №44.
Цели, задачи, ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС.
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей,
социализацию и нравственное поведение в обществе.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном
уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельность;
- создать условия для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развития духовно-нравственных качеств учащихся.
Для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО, используется структура учебных
планов, состоящая из двух частей.. Обязательная часть учебного плана для 5-7 классов реализует
обязательные предметы. Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов,
отведённое на изучение учебных предметов обязательной части являются обязательными.
Особенности учебного плана основного общего образования по предметным областям
Предметная область «Русский язык и литература»
Русский язык
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов
современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования
умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств
в
разнообразных условиях общения.
Литература
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об
историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте,

формирование умений сравнительно-сопоставительного
написания сочинений различных типов.

анализа

различных

литературных;

Предметная область «Иностранные языки»
Английский язык
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и
развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,
средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения
коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной
дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет
характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть
сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии,
математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим,
фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областях знания). Являясь существенным элементом культуры народа –
носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует
формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает
уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию
культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется
взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ
филологического образования школьников.
Предметная область «Математика и информатика»
Предметная область «Математика» представлена в программе основной школы предметами:
Математика, Алгебра, Геометрия и Информатика.
Математика
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных
компонентов:
Математика (5-6 классы)
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности
и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка
науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Алгебра – нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из
математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение
математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального
мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления,
необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных
рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие
воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения

алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей
математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,
равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся
представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая
для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия
доказательства.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Данная предметная область представлена следующими дисциплинами: «История»,
«Обществознание», «География».
История
Курс истории в основной школе представлен двумя разделами: «История России» и
«Всеобщая история». Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения
наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох,
культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение истории ориентировано
прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для
социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных
ориентаций.
Обществознание
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс
знаний об обществе и его основные сферах, человеке в обществе, правовом регулировании
общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса
являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным
элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной
практике.
География
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к
изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных
территорий и акваторий Земли, формирует у школьников знания основ географического
пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно
ориентироваться в пространстве. Изучение курса начинается с 5 класса.
Предметная область «Естественно-научные предметы»
Предметная область естествознание представлена в программе основной средней школы
следующими предметами: Биология (с 5 класса), Физика (с 7 класса).
Физика
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления,
тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе
изучается с 7-го класса на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами
физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Биология
Курс биологии на ступени основного общего образования начинается с 5-го класса и
направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Основу изучения
курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с
которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей

строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в
ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Предметная область «Технология»
Основным предназначением предметной области «Технология» в системе общего
образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы
технологических знаний и умений, воспитание трудовых, качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически
ориентированного мировоззрения. Основной формой обучения является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, учебно-практические работы.
Предметная
область
«Физическая
культура
и
Основы
безопасности
жизнедеятельности»
ОБЖ
В ходе изучения предмета ОБЖ обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях,
проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию
здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим.
Физическая культура
Основная цель изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение
общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность,
распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно
выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности. 3 час физической культуры используется для увеличения
двигательной активности и развития физических качеств.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию образовательных потребностей и запросов учащихся школы, усиливает инвариант,
расширяет и углубляет обязательные предметы, формирует общекультурный уровень, обеспечивает
раннюю предпрофильную подготовку, направлена на организацию проектно-исследовательской
деятельности, на целевую подготовку к итоговой аттестации, психолого-педагогическую
диагностику и в целом дополняет учебную нагрузку учащегося до максимально допустимой, из
расчёта на шестидневную учебную неделю. Система факультативных занятий, элективных курсов,
предлагаемая учащимся 5-7-х классах позволит им развивать свои способности, склонности и
интересы, попробовать себя в разных областях знаний, расширяющих границы школьных программ
и учебников. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в учебном плане для 5, 7
классов составляет 5 часов, в 6-ых – 4 часа, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей образовательного
учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
представлена следующими обязательными предметами:
для 5-х классов
1. Русский язык – 1 час
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Психология – 1 час
4. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
для 6-х классов:
1. Биология – 1 час (усиление предмета)
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
для 7-х классов:
1. Биология – 1 час (усиление предмета)
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час

4. Агроэкология – 1 час
для 8 классов:
1. Агроэкология в 8 «в», алгебра в 8»а», русский в 8 «б», биология- в «г»– 1 час
2. Химия-1 час
3. Бурятский язык- 2 часа
В учебном плане 9 классах:
1.История Бурятии- 1 час
2.Агроэкология- 1 час
В соответствии с государственной программой РБ по сохранению, изучению и развитию
бурятского языка в 5-8 классах, отведено изучению предмета «Бурятский язык» в объеме учебного
времени 2 часа в неделю, 1 час « История Бурятии» в 9 кл
Курс «Основа проектно-исследовательской деятельности» направлено на формирование
исследовательской компетентности у обучающихся, что позволяет создать условия для
дифференциации и индивидуализации обучения, развития и саморазвития. Он разработан на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы, отвечает всем
требованиям к содержанию и методике курсов по выбору, а именно: актуальная личностно и
социально значимая тематика, включение учащихся в теоретически обоснованную практическую
деятельность, обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и
организационных способностей и навыков, метапредметная направленность, учет деятельностного
подхода в образовании.
С части, формируемой участниками образовательного процесса, используется 1 час для
увеличения (усиления) количества часов на изучение предметов «Русский язык» в 5 классах. 1 час
используется для увеличения количества часов по предмету «Биология» в 6-классах в целях
расширения знаний и представлений, учащихся по биологии, их познавательной активности.
В МАОУ СОШ №44 одним из направлений является агроэкологическое, поэтому с части,
формируемой участниками образовательного процесса, используется 1 час на изучение предмета
«Агроэкология» и в целях изучения закономерностей взаимоотношения организмов на всех уровнях
организации со средой их обитания, роли сельского хозяйства в загрязнении биосферы, особенностях
экологического кризиса, путях и методах сохранения современной биосферы.
С целью формирования психосоциальной компетентности, способности учащихся
эффективно действовать в повседневной жизни и соответствовать ее требованиям и изменениям был
введен курс «Психология» в объеме учебного времени 1 час в неделю в 5-х классах.
Предметная область ОДНКНР в 5 классах реализуется через включение занятий по
предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы
воспитания и социализации обучающихся. Предметная область ОДНКНР является логическим
продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области
ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение
следующих результатов: воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимомсти, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли
в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Учебный план основной общеобразовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС ООО
(шестидневная рабочая неделя)
Предметные
Учебные предметы
Количество учебных часов по классам в
области
неделю

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный
язык. Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

5 а
5 б
класс класс
Обязательная часть
Русский язык
4
4
Литература
3
3
Родной язык
1
1
(русский язык)
Родная литература
Иностранный язык
3
3
(английский)
Второй иностранный
язык (французский)
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

5 в
класс

5г

5д

4
3
1

4
3
1

4
3
1

20
15
5

3

3

3

15

Всего

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

10

1
5
1
1

1
5
1
1

1
5
1
1

1
5
1
1

1
5
1
1

5
25

1
1
1
1
1
Технология
2/2
2/2
2/2
2/2
2/2
Физическая
3
3
3
3
3
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 6-дневной рабочей неделе
27
27
27
27
27
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Бурятский язык как государственный
2
2
2
2
2
(второй)
Русский язык
1
1
1
1
1
Химия
ОПИД
1
1
1
1
1
Агроэкология
Биология
История Бурятии
Психология
1
1
1
1
1
всего
5
5
5
5
5

5
5
5
10/10
15

135
10
5
5

5
25

Итого при 6-дневной рабочей неделе

32

Предметные
области

Количество учебных часов по классам в
неделю

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный
язык. Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

Учебные предметы

32

6а
6б
класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
5
Литература
3
3
Родной язык
1
1
(русский язык)
Родная литература
Иностранный язык
3
3
(английский)
Второй иностранный
язык (французский)
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

32

32

32

160

6в
класс

6г

5
3
1

5
3
1

5
3
1

25
15
5

3

3

3

15

6д
Всего

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

10

1
1
5
1
1

1
1
5
1
1

1
1
5
1
1

1
1
5
1
1

1
1
5
1
1

5
5
25

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

5
10
15

29

145

2

10

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 6-дневной рабочей неделе
29
29
29
29
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Бурятский язык как государственный
2
2
2
2
(второй)
Русский язык
Химия
ОПИД
1
1
1
1
Агроэкология
Биология
1
1
1
1
История Бурятии
Психология
всего
4
4
4
4
Итого при 6-дневной рабочей неделе
33
33
33
33

1
1
4
33

5
5

5
5

20
165

Предметные
области

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный
язык. Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

Учебные предметы

Количество учебных часов по классам в
неделю

7а
7б
класс класс
Обязательная часть
Русский язык
3
3
Литература
2
2
Родной язык
1
1
(русский язык)
Родная литература
Иностранный язык
3
3
(английский)
Второй иностранный
язык (французский)
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

7в
класс

7г

3
2
1

3
2
1

3
2
1

15
10
5

3

3

3

15

7д
Всего

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

10

1
2
3
2
1
2
1
1

1
2
3
2
1
2
1
1

1
2
3
2
1
2
1
1

1
2
3
2
1
2
1
1

1
2
3
2
1
2
1
1

5
10

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

1
2
3
-

5
10
15

30

150

2

10

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 6-дневной рабочей неделе
30
30
30
30
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Бурятский язык как государственный
2
2
2
2
(второй)
Русский язык
Химия
ОПИД
1
1
1
1
Агроэкология
1
1
1
1
Биология
1
1
1
1
История Бурятии
Психология
всего
5
5
5
5
Итого при 6-дневной рабочей неделе
35
35
35
35

1
1
1
5
35

15
10
5
10
5
5

5
5
5

25
175

Предметные
области

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык.
Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

Учебные предметы

Количество учебных часов по классам в
неделю
8а
8б
8
8в
Всего
класс
г
Обязательная часть
Русский язык
3
3
3
3
12
Литература
2
2
2
2
8
Родной язык (русский язык)
Родная литература
Иностранный язык
3
3
3
3
12
(английский)
Второй иностранный язык
(французский)
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

-

-

-

-

2

2

2

2

8

1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
1
3
1

1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
1
3
1

1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
1
3
1

1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
1
3
1

4
8
12
8
4
8
8
8
4
4
4
12
4

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 6-дневной рабочей неделе
32
32
32
32
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Бурятский язык как государственный (второй)
2
2
2
2
Русский язык
1
Химия
1
1
1
1
ОПИД
Агроэкология
1
Биология
1
алгебра
1
Итого при 6-дневной рабочей неделе
4
4
4
4
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 836
36
36
36
дневной учебной неделе

128
8
1
4
1
1
1
16
144

Предметные
области

Учебные предметы

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык.
Второй
иностранный язык

Русский язык
Литература
Родной язык (русский язык)
Родная литература
Иностранный язык
(английский)

3
2
1
1
3

3
2
1
1
3

3
2
1
1
3

9
6
3
9

Второй иностранный язык
(французский)
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

1

1

1

3

3

3

3

9

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

3
6
9
6
3
9
6
6
9
3

Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

Количество учебных часов по классам в
неделю
9а
9б
9
Всего
класс
в

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 6-дневной рабочей неделе
34
34
34 102
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Агроэкология
1
1
1
История Бурятии
1
1
1
Итого при 6-дневной рабочей неделе
2
2
2
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 636
36
36
дневной учебной неделе

2
3
6
108

Внеурочная деятельность ведется в каждом классе с 1 -9 классы не более 10 часов в неделю.
Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся, их успешной
адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам
деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения в социуме.
«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные
занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы,
программу социализации учащихся, воспитательные программы. При организации внеурочной
деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя предметники, педагоги
дополнительного образования, учителя физической культуры) и ресурсы учреждений
дополнительного образования г.Улан-Удэ. Коллектив школы стремится создать такую
инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы
обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в
зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство,
позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом
жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация занятий по направлениям
раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в
нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках
внеурочной деятельности, сформировано с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как,
экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры,
поисковые исследования и т. д.

Направления
Спортивно-оздоровительное
Карате
Легкая атлетика
Баскетбол
Бокс
Вольная борьба
Хоккей
Теннис
Волейбол
Духовно-нравственное
Тематические классные часы,
экскурсии по родному краю
Библиотечный урок
Курс «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
«Моя Бурятия»
«Добро пожаловать в
Великобританию»
«Алтаргана»
Социальное
Проект по
новогоднему дизайну
Проект по ландшафтному дизайну
Школьная газета
ЮИД
ДЮП
Общеинтеллектуальное
Шахматы»
Исследовательские проекты
Ментальная арифметика
Общекультурное
Кружок «Оригами»
Вокальная студия
ИЗО студия
Пластилиновая фантазия

5

6

7

8

9-10

12

12

12

12

12

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

5

5

5

5

5

1

1

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Пояснительная записка к учебному плану
10,11 классы
МАОУ СОШ №44 г. Улан-Удэ
на 2019-2020 учебный год
Среднее (полное) образование

Среднее общее образование (10 класс) (ФГОС СОО) (универсальный профиль)
Учебный план универсального профиля
Учебный план универсального профиля ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей
выбор «не возможен», исходя из условий школы (на третьем уровне обучения один класс-комплект в
количестве не более 10 обучающихся). Учебный план универсального профиля (вариант1)
предусматривает двухуровневую структуру федерального государственного стандарта среднего
образования: базовый уровень и профильный уровень, что
позволяет, с одной стороны,
ограничиться базовым уровнем изучения, с другой стороны, предусматривается изучение ряда
предметов на углубленном уровне.
1. Универсальный профиль. Все предметы изучаются на базовом уровне.
В учебный план 10 класса включены следующие образовательные области: «Русский язык и
литература», «Родной язык и литература», «Иностранные языки», «Общественные науки»,
«Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы
безопасности жизнедеятельности».
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: русский язык,
литература, родной язык и литература,иностранный язык, математика, история, физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.
В образовательную область «Русский язык и литература» входят предметы: русский язык (1ч в
неделю), литература (3ч в неделю).
Предметная область «Родной язык и литература» включает в себя учебные предметы «Родной
язык» (1ч в неделю), «Родная литература»(1ч в неделю).
В образовательную область «Иностранные языки» входит английский язык (3ч/нед).
В образовательную область «Общественные науки» входят предметы: история (2ч/нед),
обществознание (2ч/нед).
В образовательную область «Математика и информатика» включена математика (4ч/нед).
В образовательную область «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» входят предметы физическая культура (3ч/нед) и ОБЖ (1ч/нед).
Раздел учебного плана «Предметы и курсы по выбору» в 10 классе используется для
увеличения количества часов, отведенных на изучение базовых учебных предметов федерального
государственного образовательного стандарта, учебных программ, с целью создания условий для
достижения более высокого качества обученности и усвоения государственных образовательных
стандартов, с целью расширения возможностей обучающихся получить подготовку для сдачи
единого государственного экзамена.

Предметные
области

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык.
Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика
ОДНКР
Естественнонаучные предметы

Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности

Учебные предметы

Количество учебных часов по классам в
неделю
10
Всего
класс
Обязательная часть
Русский язык
2
2
Литература
4
4
Родной язык (русский язык)
1
1
Родная литература
1
1
Иностранный язык
3
3
(английский)
Второй иностранный язык
1
1
(французский)
История России. Всеобщая
2
2
история
Обществознание
2
2
Алгебра
4
4
Геометрия
2
2
Информатика
1
1
ОДНКР
Физика
1
1
Биология
2
2
Химия
2
2
астрономия
1
1
Физическая культура
3
3
ОБЖ
1
1
Индивидуальный проект

1

Итого при 6-дневной рабочей неделе
34
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
3
агроэкология /физика/введение в педагогику
Итого при 6-дневной рабочей неделе
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 637
дневной учебной неделе

1
34
3
37

Особенности учебного плана среднего общего образования
Среднее
общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать
их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют
направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей
свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы
и способы реализации выбранного жизненного пути.
Учебный план для 10 классов рассчитан на 2 летний нормативный срок – 35 учебных недель,
для учащихся 11 классов -37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода) при 6-дневной
учебной неделе и продолжительностью урока 40 минут. Учебный план на III ступени обучения
направлен на реализацию следующих целей:
 создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с
широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
 обеспечение базового или углублённого изучения отдельных учебных предметов
программы полного общего образования;
 установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям
обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными
потребностями;
 расширение возможностей социализации обучающихся;
 обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более
эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего
образования.
 Удовлетворение социального заказа родителей и учащихся
Средняя школа является завершающим этапом общеобразовательной подготовки,
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ III ступени общего
образования, развитие общих устойчивых познавательных интересов и творческих способностей
учащихся. Она призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Учебный план среднего общего образования состоит их 2-х частей: инвариантной и
вариативной.
Инвариантная часть учебного плана по количественному и качественному составу
образовательных и учебных предметов соответствует инвариантной части федерального базисного
учебного плана.
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального
компонента - направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», « Технология»,
«Обществознание», « Экономика», «Физика», «Химия», «Биология». Остальные базовые учебные
предметы изучаются по выбору. Они дополняют набор учебных предметов федерального
компонента и составляют общеобразовательный уровень подготовки обучающихся на старшей
ступени.
В соответствии с методическими рекомендациями на основании письма Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017г. № ТС – 194/08 «Об организации
изучения учебного предмета «Астрономия» будет введен в учебный план 10 класса с 1 января2018
года предмет «Астрономия» за счет урезания 1 часа предмета « Физика». На изучение предмета
«Астрономия» выделяется 36 часов, который будет освоен в следующем 2018-19 году в 11 классе.
В 1 полугодии 2017-2018 учебного года ведется работа по созданию условий для изучения учебного
предмета «Астрономия».

Вариативная часть учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию
запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к
сознательному выбору профессий, с последующим профессиональным образованием.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного
учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовать образовательные программы
и учебные планы. В соответствии со статьёй 32 (п.2) Закона РФ «Об образовании» формирование
компонента образовательного учреждения является исключительно прерогативой образовательного
учреждения.
Компонент образовательного учреждения в 10 классе в объеме 10 часов в неделю представлен
следующим образом:
Учитывая мнения родителей и детей, сдающих ЕГЭ по физике, с первого полугодия 1 час
предмета «Психология» в 10 классе будет заменен на предмет «Физика». Предмет « Психология»
будет продолжен во втором полугодии 2018-19 учебного года в 11 классе».
• Агроэкология – 1 час
• Химия – 1 час
• Биология – 1 час
• Математика – 3 часа
• Информатика – 1 час
• Русский язык – 1 час
• Литература – 1 час
• Психология
Компонент образовательного учреждения в 11 классе в объеме 10 часов в неделю представлен
следующим образом
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Агроэкология – 1 час в
Химия – 1 час
Биология – 1 час
Математика – 2 часа
Информатика – 1 час
Технология – 1 час
Русский язык – 1 час
Литература – 1 час
Психология – 1 час
При изучении таких предметов, как трудовое обучение, информатика и ИКТ и иностранные
языки, предусматривается деление классов на группы при наполняемости 25 и более человек.

Учебный план средней общеобразовательной школы 11 классы
Учебные предметы

Федеральный компонент
1
3
3
2
2

Русский язык
Литература
Английский язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
Экономика
Физическая культура
ОБЖ
Физика
Астрономия
Химия
Биология
Технология
Всего часов

Агроэкология
Химия
Биология
Алгебра
Информатика
Русский язык
Литература
Психология
Всего часов
ИТОГО

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

11 класс

1
2
2
2
3
1
2
1
1
1
1

Всего часов

1
3
3
2
2
1
2
2
2
3
1
2
1
1
1
1

28
28
Региональный (национально-региональный) компонент
Компонент образовательного учреждения
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
9
37

9
37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012) 22-80-28

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».