Учебный план на 2019-20 уч.год

Рассмотрен и рекомендован
к утверждению на заседании
педагогического совета
протокол № 6 от 25.06.2019 г.

УТВЕРЖДЕН:
приказом директора школы
№ 109 от 25.06.2019г

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МАОУ СОШ №44

Согласовано со школьным управляющим советом
протокол № 8 от 29.06.2019г.

Пояснительная записка к учебному плану
на 2019 – 2020 учебный год
МАОУ «СОШ №44 » г. Улан-Удэ 44
1. Учебный план НОО (1-4 классы)
-Пояснительная записка к учебному плану (1-4 классы) МАОУ «СОШ № 44» на 20192020 учебный год
2. Учебный план ООО (5-9 классы)
- Пояснительная записка к учебному плану для 5-9 классов МАОУ «СОШ № 44» на
2019-2020 учебный год
3. Учебный план основного общего образования для 10-11 классов, обучающихся по
ФК ГОС - 2004;
- Пояснительная записка к учебному плану (10-11 классы) МАОУ «СОШ № 44» на
2019-2020 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 44» города Улан-Удэ
1.Общие положения МАОУ СОШ №44 осуществляет образовательную деятельность на основании
лицензии № 2076 от 20 марта 2014 года, имеет аккредитацию №1585 от 12 мая 2015 года до 12 мая
2027 года. Школа в образовательной деятельности руководствуется Уставом, принятым в 2016 году,
Положениями и локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность
учреждения.
Цель образования в МАОУ СОШ № 44 - создание образовательной системы в условиях ФГОС,
обеспечивающую условия для устойчивого творческого развития образованной, культурной,
физически и нравственно здоровой, способной к дальнейшему развитию, самосовершенствованию,
самореализации, конкурентно способной в современном мире личности, умеющей применять и
развивать свои внутренние потенциалы в реальном мире.
Основные задачи школы:
• предоставление возможности учащимся получить полноценное образование, соответствующее
современным требованиям, позволяющее успешно продолжить образование в средних специальных
или в высших учебных заведениях;
• создание условий для получения и усвоения, а также успешного применения учащимися умений,
навыков и знаний в соответствии с реализуемыми программами;
• сохранение психофизического здоровья учащихся; развитие творческих способностей и
сотворческих принципов работы всех участников образовательных отношений;
• оптимизация содержания и организации образовательного процесса;
• воспитание личности, способной к самореализации и саморазвитию, обладающей высокими
нравственными качествами;
• повышение качества и результативности образовательного процесса и придание ему стабильной
положительной тенденции.
Ожидаемые результаты в соответствии с образовательными программами Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №44» города
Улан-Удэ (МАОУ СОШ №44):
- начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности,
овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств, обучающихся
в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего
образования;
- основное общее образование (5-7,8-9 классы) - достижение уровня функциональной грамотности,
соответствующего федеральным государственным стандартам основной школы, и готовность к
обучению по программам среднего общего образования;
- среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной,
методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего
образовательному стандарту средней школы.
Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Средняя
общеобразовательная школа №44» города Улан-Удэ является нормативным документом,
определяющим максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов,
распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания
образования, по классам, учебным предметам по классам и параллелям, при этом является частью
образовательной программы школы, содержание и структура определяется целями, спецификой,
ожидаемыми результатами образовательной программы соответствующего уровня обучения и
требованиями соответствующего образовательного стандарта (1-4 классы - ФГОС НОО, 5-7 классы ФГОС ООО, 8--11 классы - ФК ГОС -2004). Учебный план МАОУ СОШ №44 на 2017-2018 учебный
год реализует основные общеобразовательные программы начального общего (нормативный срок
освоения - 4 года), основного общего (нормативный срок освоения — 5 лет), среднего общего
образования (нормативный срок освоения - 2 года). Учебный план МАОУ СОШ №44 сформирован в
соответствии с:
—Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента образования, утвержденным приказом Министерства образования
Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(для VI- XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);
—Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (далее — ФГОС НОО);
—Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее - ФГОС ООО);
—Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утверждѐнным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) (далее - ФГОС СОО);
—Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от
24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН
2.4.2.2821 10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях»;
—Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
—Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013
№ 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта
общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 №ИК- 1494/19 «О
введении третьего часа физической культуры».
- Закон Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII (ред. от 07.03.2014) "О языках народов
Республики Бурятия".
- Письмом Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»;
- Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Улан-Удэ».
- Программа развития школы
- Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ №44
- Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №44 по ФГОС
-Основная образовательная программа ООО и СОО МАОУ СОШ №44
При составлении учебного плана были учтены:



Особенности контингента обучающихся
Кадровый состав образовательного учреждения



Учебно-методическое обеспечение.
Учебный план МАОУ СОШ №44 на 2019-2020 учебный год включает:
1. Учебный план начального общего образования, обучающихся по ФГОС НОО;
2. Учебный план основного общего образования для 5-9-х классов, обучающихся по ФГОС ООО;
3. Учебный план основного общего образования для 10-11 классов, обучающихся по ФК ГОС - 2004;
Организация образовательного процесса в школе регламентируется календарным учебным
графиком.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, Уставом
МАОУ СОШ №44.
- продолжительность учебной недели: 1 классы - 5 дней, 2-11 классах - 6 дней в соответствии с
СанПиНом 2.4.2.2821-10;
- продолжительность урока: в 1 классах в период сентябрь - октябрь по 3 урока в день
продолжительностью 35 минут каждый, в период ноябрь- декабрь - по 4 урока в день
продолжительностью 35 минут каждый; во втором полугодии - по 4 урока продолжительностью 40
минут каждый; во 2-4 классах не более 5 уроков по 40 минут каждый на протяжении всего учебного
года; в 5-6 классах не более 6 уроков по 40 минут каждый на протяжении всего учебного года; в 7-11
классах не более 7 уроков по 40 минут каждый на протяжении всего учебного года;
Максимальная недельная учебная нагрузка в академических часах:
- для 1-х классов не превышает предельно допустимую нагрузку при пятидневной учебной неделе и
соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10
Классы
1
Максимальная нагрузка
21
- для 2-4-х классов не превышает предельно допустимую нагрузку при пятидневной учебной неделе
и соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821 10
Классы
2
3
4
Максимальная 23
23
23
нагрузка
Максимальная нагрузка - для 5-11-х классов не превышает предельно допустимую нагрузку при
шестидневной учебной неделе и соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821 10
Классы
5
6
7
8
9
10
11
Максимальная 32
33
35
36
36
37
37
нагрузка
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для
учащихся 1-х классов устанавливаются дополнительные каникулы в феврале (7 календарных дней).
Обучение в 1 классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе и только в первую смену;использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;- обучение проводится без
балльного оценивания;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия организуются в начальной школе в три смены, 5-11 классы- в две смены.
Начало учебных занятий для 1-4 классов:
- в первую смену в 08.00
- вторая смена в 11.30
- третья смена в 14.30
Начало учебных занятий для 5-11 классов в первую смену в 08.00, начало учебных занятий во
вторую смену 14.30.
Промежуточная аттестация обучающихся МАОУ СОШ №44 в 2-11-х классах проводится без
прекращения общеобразовательного процесса в соответствии с Уставом школы, Положением о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся и решением Педагогического совета.
По всем учебным предметам, курсам, учебного плана, кроме перечисленных выше, отметка
выставляются по текущей успеваемости как среднее арифметическое.

Сроки проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11 -х классов
устанавливаются ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор). При реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательными программами школы предусмотрено деление на подгруппы (при наполняемости
не менее 25 человек) при изучении иностранных языков (2-11 классы), технологии (5-9 классы),
информатики (8-11 классы), бурятского языка ( 2-8 классы). Изучение учебных предметов
федерального и регионального компонента организуется с использованием учебников, включенных в
Федеральный перечень (Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 26.01.2016)
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования») на 2017 2018 учебный год. Изучение
факультативных учебных предметов и других предметов, курсов компонента образовательной
организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
организовано с использованием учебных пособий, выпущенных издательствами, вошедшими в
Приказ Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих
издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в
имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2,
от 16.01.2012 № 16). Учебный план в МАОУ СОШ №44 вводится в действие с 01 сентября 2017 года.

Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС ООО с учѐтом «ступенчатого» режима обучения
(пятидневная рабочая неделя)
Предметные области
Учебные предметы
Количество учебных
часов по классам в неделе
1 класс
Сентябрь-октябрь
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
3
литературное чтение
Литературное чтение
3
Родной язык и
Родной язык
литературное чтение на
Литературное чтение на
родном языке
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Математика
2
Обществознание и
Окружающий мир
0.5
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Музыка
1
Изо
0,25
Технология
Технология
0,25
Физическая культура
Физическая культура
2
Итого
12
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык и
Русский язык
1
литературное чтение
Литературное чтение
1
Математика и информатика
Математика
1
Итого
3
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
15
при пятидневной учебной неделе
Ноябрь-декабрь
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
3
литературное чтение
Литературное чтение
3
Родной язык и
Родной язык
литературное чтение на
Литературное чтение на
родном языке
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Математика
3
Обществознание и
Окружающий мир
2
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Музыка
1
Изо
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
2
Итого
16
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык и
литературное чтение
Математика и информатика

Русский язык
2
Литературное чтение
1
Математика
1
Итого
4
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
20
при пятидневной учебной неделе
Январь-май
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
2
литературное чтение
Литературное чтение
2
Родной язык и
Русский язык
1
литературное чтение на
Литературное чтение
1
родном языке
Иностранный язык
Основы религиозной
культуры и светской этики
Математика и информатика
Математика
3
Обществознание и
Окружающий мир
2
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Музыка
1
Изо
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
3
Итого
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и
Русский язык
2
литературное чтение
Литературное чтение
1
Математика и информатика
Математика
1
Итого
4
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
21
при пятидневной учебной неделе

Учебные предметы

Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Основы религиозной
культуры и светской
этики
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство

Количество учебных часов по
классам в неделе
модули
2 класс
3 класс
4 класс
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
Литературное чтение
4
4
3
Родной язык
Литературное чтение
на родном языке
Модуль «Основы
светской этики»

-

-

-

-

-

1

Английский язык
Математика

2
4

2
4

2
4

Окружающий мир

2

2

2

Музыка
Изо
Технология
Физическая культура

1
1
1
1
Технология
1
1
Физическая культура
3
3
Итого
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Бурятский язык (как государственный)
1
1
Итого
1
1
23
23
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при пятидневной
учебной неделе

1
1
1
3
22
1
1
23

Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ №44
5-9 классы
Учебный план основного общего образования позволяет реализовать главную цель
образовательного процесса: создание условий для обучения в образовательном пространстве школы.
Учебный план МАОУ СОШ №44 разработан в виде: а) учебного плана для 5-7 классов,
обучающихся по ФГОС ООО;
Особенности учебного плана для 5-7 классов, обучающихся по ФГОС ООО
Учебный план основного общего образования для 5-7 классов, обучающихся по ФГОС ООО,
сформирован на основе ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с учѐтом основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ СОШ №44.
Цели, задачи, ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС.
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей,
социализацию и нравственное поведение в обществе.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном
уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельность;
- создать условия для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развития духовно-нравственных качеств учащихся.
Для учащихся 5-7 классов, обучающихся по ФГОС ООО, используется структура учебных
планов, состоящая из двух частей.. Обязательная часть учебного плана для 5-7 классов реализует
обязательные предметы. Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов,
отведѐнное на изучение учебных предметов обязательной части являются обязательными.
Особенности учебного плана основного общего образования по предметным областям
Предметная область «Русский язык и литература»
Русский язык
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов
современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования
умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств
в
разнообразных условиях общения.
Литература
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об
историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте,
формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных;
написания сочинений различных типов.

Предметная область «Иностранные языки»
Английский язык
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и
развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,
средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения
коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной
дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет
характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть
сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии,
математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим,
фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областях знания). Являясь существенным элементом культуры народа –
носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует
формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает
уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию
культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется
взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ
филологического образования школьников.
Предметная область «Математика и информатика»
Предметная область «Математика» представлена в программе основной школы предметами:
Математика, Алгебра, Геометрия и Информатика.
Математика
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных
компонентов:
Математика (5-6 классы)
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности
и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка
науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Алгебра – нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из
математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение
математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального
мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления,
необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных
рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие
воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения
алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей
математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,

равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся
представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая
для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия
доказательства.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Данная предметная область представлена следующими дисциплинами: «История»,
«Обществознание», «География».
История
Курс истории в основной школе представлен двумя разделами: «История России» и
«Всеобщая история». Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения
наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох,
культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение истории ориентировано
прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для
социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных
ориентаций.
Обществознание
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс
знаний об обществе и его основные сферах, человеке в обществе, правовом регулировании
общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса
являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным
элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной
практике.
География
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к
изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных
территорий и акваторий Земли, формирует у школьников знания основ географического
пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно
ориентироваться в пространстве. Изучение курса начинается с 5 класса.
Предметная область «Естественно-научные предметы»
Предметная область естествознание представлена в программе основной средней школы
следующими предметами: Биология (с 5 класса), Физика (с 7 класса).
Физика
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления,
тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе
изучается с 7-го класса на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами
физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Биология
Курс биологии на ступени основного общего образования начинается с 5-го класса и
направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Основу изучения
курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с
которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей
строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в
ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Предметная область «Технология»
Основным предназначением предметной области «Технология» в системе общего
образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы
технологических знаний и умений, воспитание трудовых, качеств его личности, их
профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически
ориентированного мировоззрения. Основной формой обучения является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, учебно-практические работы.
Предметная
область
«Физическая
культура
и
Основы
безопасности
жизнедеятельности»
ОБЖ
В ходе изучения предмета ОБЖ обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях,
проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию
здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим.
Физическая культура
Основная цель изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение
общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность,
распределять нагрузку и отдых в процессе еѐ выполнения, анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно
выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности. 3 час физической культуры в 5-6, 7 «б» классах, который
используется для увеличения двигательной активности и развития физических качеств
обучающихся, реализуется во внеурочной деятельности за счѐт введения курса «Подвижные игры».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию образовательных потребностей и запросов учащихся школы, усиливает инвариант,
расширяет и углубляет обязательные предметы, формирует общекультурный уровень, обеспечивает
раннюю предпрофильную подготовку, направлена на организацию проектно-исследовательской
деятельности, на целевую подготовку к итоговой аттестации, психолого-педагогическую
диагностику и в целом дополняет учебную нагрузку учащегося до максимально допустимой, из
расчѐта на шестидневную учебную неделю. Система факультативных занятий, элективных курсов,
предлагаемая учащимся 5-7-х классах позволит им развивать свои способности, склонности и
интересы, попробовать себя в разных областях знаний, расширяющих границы школьных программ
и учебников. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в учебном плане для 5, 7
классов составляет 5 часов, в 6-ых – 4 часа, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей образовательного
учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
представлена следующими обязательными предметами:
для 5-х классов
1. Русский язык – 1 час
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Психология – 1 час
4. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
для 6-х классов:
1. Биология – 1 час (усиление предмета)
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
В учебном плане для 7-х классов:
1. Биология – 1 час (усиление предмета)
2. Бурятский язык – 2 часа
3. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
4. Агроэкология – 1 час
В учебном плане 8 классах:

1. Основы проектно-исследовательской деятельности – 1 час
2. Агроэкология – 1 час
3. Химия-1 час
В учебном плане 9 классах:
1.История Бурятии
2.Агроэкология
3.Русский язык-1 час
4.Алгебра
5.Биология-1 час
6. Обществознание
В соответствии с государственной программой РБ по сохранению, изучению и развитию
бурятского языка в 5-8 классах, отведено изучению предмета «Бурятский язык» в объеме учебного
времени 2 часа в неделю.
1 час представлен курсом «Основа проектно-исследовательской деятельности», которое
направлено на формирование исследовательской компетентности у обучающихся, что позволяет
создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, развития и саморазвития. Он
разработан на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
отвечает всем требованиям к содержанию и методике курсов по выбору, а именно: актуальная
личностно и социально значимая тематика, включение учащихся в теоретически обоснованную
практическую
деятельность,
обеспечение
формирования
и
развития
общеучебных,
интеллектуальных и организационных способностей и навыков, метапредметная направленность,
учет деятельностного подхода в образовании. Предмет «Основы проектно-исследовательской
деятельности» изучается с 5- 7 класс по 1 часу.
С части, формируемой участниками образовательного процесса, используется 1 час для
увеличения (усиления) количества часов на изучение предметов «Русский язык» в 5 классах. 1 час
используетсядля увеличения количества часов по предмету «Биология» в 6-классах в целях
расширения знаний и представлений, учащихся по биологии, их познавательной активности.
В МАОУ СОШ №44 одним из направлений является агроэкологическое, поэтому с части,
формируемой участниками образовательного процесса, используется 1 час на изучение предмета
«Агроэкология» в 7-х классах и в целях изучения закономерностей взаимоотношения организмов на
всех уровнях организации со средой их обитания, роли сельского хозяйства в загрязнении биосферы,
особенностях экологического кризиса, путях и методах сохранения современной биосферы.
С целью формирования психосоциальной компетентности, способности учащихся
эффективно действовать в повседневной жизни и соответствовать ее требованиям и изменениям был
введен курс «Психология» в объеме учебного времени 1 час в неделю в 5-х классах.
Предметная область ОДНКНР в 5 классах реализуется через включение занятий по
предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы
воспитания и социализации обучающихся. Предметная область ОДНКНР является логическим
продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области
ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение
следующих результатов: воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимомсти, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли
в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Учебный план основной общеобразовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС ООО
(шестидневная рабочая неделя)
Предметные
Учебные предметы
Количество учебных часов по
области
классам в неделю
5
6
7
8
Всего
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
4
5
3
3
15
литература
Литература
3
3
2
2
10
Родной язык и
Родной язык (русский
1
1
1
3
родная литература
язык)
Родная литература
Иностранный язык.
Иностранный язык
3
3
3
3
12
Второй
(английский)
иностранный язык
Второй иностранный язык
(французский)
ОбщественноИстория России. Всеобщая
2
2
2
2
8
научные предметы
история
Обществознание
1
1
1
3
География
1
1
2
2
6
Математика и
Математика
5
5
10
информатика
Алгебра
3
3
6
Геометрия
2
2
4
Информатика
1
1
2
ОДНКР
ОДНКР
ЕстественноФизика
2
2
4
научные предметы
Биология
1
1
1
2
5
Химия
2
2
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Технология
2
2
2
1
7
Физическая
Физическая культура
3
3
3
3
12
культура и основы
ОБЖ
1
1
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 5-дневной рабочей неделе
27
29
30
32
108
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Бурятский язык как государственный (второй)
2
2
2
2
8
Русский язык
1
1
Химия
1
1
ОПИД
1
1
1
3
Агроэкология
1
1
2
Биология
1
1
История Бурятии
Психология
1
Итого при 6-дневной рабочей неделе
5
4
5
4
18
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при
32
33
35
36
136
5-дневной учебной неделе
Предметные

Учебные предметы

Количество учебных часов по классам в

области

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык.
Второй
иностранный язык
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

ОДНКР
Естественнонаучные предметы
Искусство

неделю
9
9г
в

9а
класс
Обязательная часть
Русский язык
3
Литература
2
Родной язык (русский язык)
Родная литература
1
Иностранный язык
3
(английский)

9б

3
2
1
3

3
2
1
3

3
2
1
3

12
8
4
12

Второй иностранный язык
(французский)
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОДНКР
Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ

1

1

1

1

4

3

3

3

3

12

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
2
3
2
1
3
2
2
3
1

1
8
12
8
4
12
8
8
12
4

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого при 5-дневной рабочей неделе
33
33
33
33
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык
1
1
Алгебра
1
1
Агроэкология
1
1
Биология
1
История Бурятии
1
1
1
1
Обществознание
1
Итого при 6-дневной рабочей неделе
3
3
3
3
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 536
36
36
36
дневной учебной неделе

Всего

132
2
2
2
1
4
1
12
132

Внеурочная деятельность ведется в каждом классе с 1 -9 классы не более 10 часов в неделю.

Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся, их успешной
адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам
деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения в социуме.
«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные
занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы,
программу социализации учащихся, воспитательные программы. При организации внеурочной
деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя предметники, педагоги
дополнительного образования, учителя физической культуры) и ресурсы учреждений
дополнительного образования г.Улан-Удэ(ДЮСШОР №3,10,11, Малая Академия наук, Центр
туризма и краеведения, Дом творчества Советского района). Коллектив школы стремится создать
такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая
способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по
выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное
пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на
новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация занятий по
направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного
процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в
рамках внеурочной деятельности, сформировано с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как,
экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры,
поисковые исследования и т. д.
Направления
Спортивно-оздоровительное
Карате
Легкая атлетика
Баскетбол
Бокс
Вольная борьба
Хоккей
Теннис
Волейбол
Духовно-нравственное
Тематические классные часы,
экскурсии по родному краю
Библиотечный урок
Курс «Основы духовно-

5

6

7

8

9

12

12

12

12

12

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

нравственной культуры народов
России»
«Моя Бурятия»
«Добро пожаловать в
Великобританию»
«Алтаргана»
Социальное
Проект по
новогоднему дизайну
Проект по ландшафтному дизайну
Школьная газета
ЮИД
ДЮП
Общеинтеллектуальное
Шахматы»
Исследовательские проекты
Ментальная арифметика
Общекультурное
Кружок «Оригами»
Вокальная студия
ИЗО студия
Пластилиновая фантазия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

5

5

5

5

5

1

1

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Пояснительная записка к учебному плану
10,11 классы
МАОУ СОШ №44 г. Улан-Удэ
на 2019-2020 учебный год
Среднее (полное) образование
Особенности учебного плана среднего общего образования
Среднее
общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать
их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют
направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей
свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы
и способы реализации выбранного жизненного пути.
Учебный план для 10 классов рассчитан на 2 летний нормативный срок – 35 учебных недель,
для учащихся 11 классов -37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода) при 6-дневной
учебной неделе и продолжительностью урока 40 минут. Учебный план на III ступени обучения
направлен на реализацию следующих целей:
 создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с
широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
 обеспечение базового или углублѐнного изучения отдельных учебных предметов
программы полного общего образования;
 установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям
обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными
потребностями;
 расширение возможностей социализации обучающихся;
 обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более
эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего
образования.
 Удовлетворение социального заказа родителей и учащихся
Средняя школа является завершающим этапом общеобразовательной подготовки,
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ III ступени общего
образования, развитие общих устойчивых познавательных интересов и творческих способностей
учащихся. Она призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Учебный план среднего общего образования состоит их 2-х частей: инвариантной и
вариативной.
Инвариантная часть учебного плана по количественному и качественному составу
образовательных и учебных предметов соответствует инвариантной части федерального базисного
учебного плана.
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального
компонента - направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», « Технология»,
«Обществознание», « Экономика», «Физика», «Химия», «Биология». Остальные базовые учебные
предметы изучаются по выбору. Они дополняют набор учебных предметов федерального
компонента и составляют общеобразовательный уровень подготовки обучающихся на старшей
ступени.
В соответствии с методическими рекомендациями на основании письма Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017г. № ТС – 194/08 «Об организации
изучения учебного предмета «Астрономия» будет введен в учебный план 10 класса с 1 января2018

года предмет «Астрономия» за счет урезания 1 часа предмета « Физика». На изучение предмета
«Астрономия» выделяется 36 часов, который будет освоен в следующем 2018-19 году в 11 классе.
В 1 полугодии 2017-2018 учебного года ведется работа по созданию условий для изучения учебного
предмета «Астрономия».
Вариативная часть учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию
запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к
сознательному выбору профессий, с последующим профессиональным образованием.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного
учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовать образовательные программы
и учебные планы. В соответствии со статьѐй 32 (п.2) Закона РФ «Об образовании» формирование
компонента образовательного учреждения является исключительно прерогативой образовательного
учреждения.
Компонент образовательного учреждения в 10 классе в объеме 10 часов в неделю представлен
следующим образом:
Учитывая мнения родителей и детей, сдающих ЕГЭ по физике, с первого полугодия 1 час
предмета «Психология» в 10 классе будет заменен на предмет «Физика». Предмет « Психология»
будет продолжен во втором полугодии 2018-19 учебного года в 11 классе».
• Агроэкология – 1 час
• Химия – 1 час
• Биология – 1 час
• Математика – 3 часа
• Информатика – 1 час
• Русский язык – 1 час
• Литература – 1 час
• Психология
Компонент образовательного учрежденияв 11 классе в объеме 10 часов в неделю представлен
следующим образом
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Агроэкология – 1 час в
Химия – 1 час
Биология – 1 час
Математика – 2 часа
Информатика – 1 час
Технология – 1 час
Русский язык – 1 час
Литература – 1 час
Психология – 1 час
При изучении таких предметов, как трудовое обучение, информатика и ИКТ и иностранные
языки, предусматривается деление классов на группы при наполняемости 25 и более человек.

Учебный план средней общеобразовательной школы 10 -11 классы
Учебные
предметы

Математика и
информатика

Обществознание

Инвариантная часть

Филология

Экономика
Физическая
культура
Естествознание

Естествознание

Математика и
информатика
Филология
Психология

Вариантная часть

Технология

11
класс

Всего
часов

Федеральный компонент
Русский язык
1
1
2
Литература
3
3
6
Английский
3
3
6
язык
Алгебра
2
2
4
Геометрия
2
2
4
Информатика
История
Обществознани
е
Экономика
Физическая
культура
ОБЖ
Физика
Астрономия
Химия
Биология
Технология

Часы Итого
делен часов
ия

2
6
6
4
4

1
2
2

1
2
2

2
4
4

2
4
4

2
3

2
3

4
6

4
6

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1
1

2
4

2
4

2
2
2

2
2
2

Всего часов
27
28
54
54
Региональный (национально-региональный)
компонент
0
0
0
0
Компонент образовательного учреждения
Агроэкология
1
1
2
2
Химия
1
1
2
2
Биология
1
1
2
2
Алгебра
3
2
4
4
Информатика
1
1
2
2
Русский язык
1
1
2
2
Литература
1
1
2
2
Психология
1
1
2
2

Всего часов
ИТОГО

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

10
класс

10
37

9
37

20
74

20
74


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012) 22-80-28

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».