должностная инструкция учителя

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэх£?.^.ц-удэ -

СОГЛАСОВАНО^^
Председатель Профсоюз н^фко^й.тета
МАОу^СОШ/№44»
.£>/
Ш
Нд!Мала1&^гйова НВ/
Протокол заседания Профсоюзного комитета
№ УУ от «
-6 .

УТВЕРЖДАЮ
Дирей^рМАОУ «СОШ № 44»
Шабанова ШТ

«ЛУ (/

2(&£г._

Должностная инструкция учителя
1.Общие положения.
1.1. Должность учителя относится к категории педагогических работников.
1.2. На должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в
области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления к стажу работы либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без
предъявления к стажу работы.
1.3. Учитель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации.
1.4. Учитель должен знать:
• приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
• Конвенцию о правах ребенка:
• основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих задач;
• педагогику;
• психологию;
• возрастную физиологию;
• школьную гигиену;
• методику преподавания предмета и воспитательной работы;
• требования федеральных государственных образовательных стандартов II и III поколения и рекомендации
по их реализации в образовательной организации;
• программы и учебники по преподаваемому предмету;
• требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
• средства обучения и их дидактические возможности;
• основы научной организации труда;
• нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
• теорию и методы управления образовательными системами;
• современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения;
• методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста,
их родителями (иными законными представителями), коллегами по работе;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
• основы экологии, экономики, социологии;
• трудовое законодательство:
• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и
мультимедийным оборудованием;
• правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
• правила по охране труда и пожарной безопасности;
• особенности работы с детьми ОВЗ;
• иные документы, регламентирующие его деятельность в образовательной организации.

1

2. Должностные обязанности.
2.1.
Учитель обязан:
2.1.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и
настоящей должностной инструкцией.
2.1.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2.1.3. Соблюдать трудовую дисциплину.
2.1.4. Выполнять установленные нормы труда.
2.1.5. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
2.1.6. Бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у
работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других
работников.
2.1.7. Незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении
ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в
том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет
ответственность за сохранение этого имущества).
2.1.8. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме
реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с
утвержденной рабочей программой.
2.1.9. Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
. 2.1.10. Уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников образовательных
отношений.
2.1.11. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие
способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях
современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.1.12. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы,
методы обучения и воспитания.
2.1.13. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать
специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
2.1.14. Систематически повышать свой профессиональный уровень.
2.1.15. Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании.
2.1.16. Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу
и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению
работодателя.
2.1.17. Проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в
области охраны труда.
2.1.18. Соблюдать устав образовательной организации.
2.1.19. Осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом их психо-физиологических особенностей
и специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные
формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,
ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.1.20. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями федеральных
государственных стандартов, образовательной программы организации, разрабатывать рабочую
программу по учебному предмету, курсу и обеспечивать ее выполнение, организуя и поддерживая
разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его
мотивации, познавательных интересов, способностей; организовывать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую, реализовывать проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные
события современности.
2.1.21. Обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые
образовательные ресурсы.
2.1.22. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической
наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения.
2

2.1.23. Обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федеральных
государственных стандартов.
2.1.24. Руководить исследовательской деятельностью обучающихся.
2.1.25. Оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе),
учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.1.26. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий
(ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников
обучающихся).
2.1.27. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной
организации.
2.1.28. Участвовать в деятельности педагогических и иных советов образовательной организации, а также в
деятельности методических объединений и других форм методической работы.
2.1.29. Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения
занятий.
2.1.30. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.1.31. Осуществлять связь с родителями (иными законными представителями).
.2.2.
При реализации основной образовательной программы основного общего образования учитель
обеспечивает достижение требований к результатам обучающихся:
2.2.1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской идентичности в пол и культур ном социуме.
2.2.2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
2.2.3. Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для каждой предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
2.3. В рамках выполнения другой педагогической работы учитель обязан:
2.3.1. Самостоятельно готовиться к осуществлению образовательной деятельности и выполнению
обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности.
2.3.2. Участвовать в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) согласно
требованиям ФГОС II и III поколения .
2.3.3. Изучать индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся.
2.3.4. Вести журнал и дневники обучающихся в электронной (либо бумажной) форме.
2.3.5. Оказывать методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (иным законным
представителям) обучающихся.
2.3.6. Выполнять обязанности, связанные с участием в работе педагогических советов, методических советов
(объединений), работой по проведению родительских собраний.
2.3.7. Выполнять дополнительную индивидуальную и (или) групповую работу с обучающимися, участвовать в
оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации
образовательной программы в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах,
состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной
деятельности.
2.3.8. Выполнять дополнительные виды работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью,
на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование
3

кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими
объединениями, другими видами работ, предусмотренными трудовым договором).
2.3.9. Участвовать в периодических кратковременных дежурствах в организации в период осуществления
образовательного процесса, которые организуются в целях подготовки к проведению занятий,
наблюдать за выполнением режима дня обучающимися, обеспечивать порядок и дисциплину в течение
учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отды
обучающихся, приема ими пищи.
Права
2.4.
Учитель имеет право на:
2.4.1. Заключение, изменение, расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые
установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
2.4.2. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
2.4.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией,
сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
2.4.4. Отдых, обеспечиваемый установлением сокращенного рабочего времени, предоставлением
еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
2.4.5. Подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым
кодексом, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное образование
по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
• 2.4.6. Объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных союзов)
и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в
порядке, которые установлены законодательством РФ.
2.4.7. Участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными
федеральными законами и коллективным договором формах.
2.4.8. Ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений через своих
представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.
2.4.9. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
2.4.10. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым
кодексом, иными федеральными законами.
2.4.11. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию
морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
2.4.12. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2.5.
Учитель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, в том
числе на:
2.5.1. Полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных.
2.5.2. Свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий
любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом.
2.5.3. Определение своих представителей для защиты своих персональных данных.
2.5.4. Доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью медицинского
работника по его выбору.
2.5.5. Требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также
данных, обработанных с нарушением требований Трудового кодекса или иного федерального закона.
2.5.6. Подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о своем
несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных данных.
2.5.7. Дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера.
2.5.8. Требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или
неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях
или дополнениях.
2.5.9. Обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и
защите его персональных данных.
2.6. Учитель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив
работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
2.7. Учитель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением образования
или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
2.8. Учитель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право на:
4

Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и
условиям, предусмотренным коллективным договором.
2.8.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в соответствии с федеральным законом.
2.8.3. Получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных
органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте,
включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о
существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов.
2.8.4. Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие
нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами, до устранения такой опасности.
2.8.5. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями
охраны труда за счет средств работодателя.
2.8.6. Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
2.8.7. Дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации
рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
2.8.8. Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной
власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового
права.
2.8.9. Обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти РБ и органов
местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные
союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам
охраны труда.
2.8.10. Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с
обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
2.8.11. Внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за
ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского
осмотра.
2.8.12. Гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным
договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
2.9. Учитель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего
непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, отказаться
от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения
работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев,
предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
2.10.
Учитель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его заявления в
десятидневный срок со дня его подачи.
2.11. Учитель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
2.12.
Учитель имеет право на:
2.12.1. Свободу преподавания, свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в
профессиональную деятельность.
2.12.2. Свободу выбора использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и
воспитания.
2.12.3. Творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и
воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля).
2.12.4. Выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии
с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
2.12.5. Участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных
графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
5

2.8.1.

компонентов образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС II и III поколения,
программ для углубленного изучения отдельных предметов (физика, химия и др.)
2.12.6. Осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в
экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
2.12.7. Бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации, к информационно­
телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным
фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым
для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности.
2.12.8. Бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной
организации в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами.
2.12.9. Участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления,
в порядке, установленном уставом.
2.12.10.Участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том
числе через органы управления и общественные организации.
2.12.11.Обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
2.12.12.Защиту профессиональной чести и достоинства, справедливое и объективное расследование нарушения
норм профессиональной этики.
2.13. Учитель имеет право на:
2.13.1. Сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном законодательством
РФ.
2.13.2. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется
Правительством РФ.
2.13.3. Длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной
педагогической работы в порядке, установленном законодательством РФ.
2.13.4. Досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ.
2.13.5. Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и
законодательными актами регионального уровня.
3.Ответственность.
Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Учитель, в
соответствии с законодательством РФ, может быть подвергнут следующим видам ответственности:
• дисциплинарной;
• материальной;
• административной;
• гражданско-правовой;
• уголовной.
С инструкцией ознакомлена
Учитель
«___»20___ г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012) 22-80-28

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».